Картины, подаренные К.К. Басевич
Разными путями появлялись в музее подарки - от коллекционеров, от престарелых людей, которые не знали, куда им определить свои художественные ценности и т. д. Но случай, который произошел у меня с К. К. Басевич, был, пожалуй, одним из самых запоминающихся.
Иркутянка А. Н. Гранина сообщила мне, что ее давняя подруга по учебе в Иркутском университете Казимира Константиновна, сейчас ленинградка, подарила Государственной Третьяковской галерее ценнейшую коллекцию произведений живописи, состоящую из десяти произведений выдающихся художников XX века. Среди них были полотна П. Кузнецова, М. Сарьяна и К. Петрова-Водкина, в числе которых находилась и знаменитая его картина "Купание красного коня". Я попросил Гранину дать мне адрес ее знакомой.
В письме к Басевич я от души поблагодарил ее за добрый поступок, гражданскую щедрость. При этом ни слова не сказал о подарках нашему музею, хотя она бывшая жительница нашего города. Просто отправил ей в Ленинград каталог выставки подарков Иркутскому музею, которая состоялась пять лет тому назад. Вскоре от Казимиры Константиновны Басевич был. получен ответ, где она писала, что если буду в Ленинграде, то могу зайти к ней и она подарит нашему музею 2-3 вещи из тех, что у нее остались. С нетерпением я стал ожидать такого случая. И он состоялся.
Посещая Ленинград, я всегда останавливался у Сукачевых - наследников основателя нашего музея; На этот раз я сразу позвонил от них К. К. Басевич. Дверь открыла благообразная старушка и сказала просто: "Проходите, товарищ Фатьянов". И тут же поставила чайник.
А за столом хозяйка устроила мне настоящий экзамен. Она поставила лукавое услозие: если я отгадаю названия работ, просматриваемых на стенах соседней комнаты, то она их подарит музею. При этом добавила, что подарит не все, что там есть, а только две вещи.
В той комнате, где мы разместились, висело до десяти картин, и многие я узнал по манере письма - работы Александра Бенуа, Евгения Лансере, Александра Яковлева. Но владелица сказала, что эти вещи она не собирается нам дарить. Я привстал и хотел подойти поближе, но был остановлен: "Вы должны отсюда, не сходя с места, сказать, чья это работа".
Что было делать? Я стал внимательно рассматривать картины на расстоянии. Очень мне поправилась лошадка на берегу моря, написанная в свежих перламутрово-серых тонах. Я сказал, что это, вероятно, работа А. Рылова. Она подтвердила мою догадку. Второй пейзаж, выполненный темперой, я тоже узнал. Эта вещь принадлежит кисти Зинаиды Серебряковой, произведение характерно для нее - огромное вспаханное поле, пластами уходящее вдаль, выполненное в рыжеватых тонах. Ранее я неоднократно видел такие пейзажи родного ей села "Нескучное". В отношении третьего полотна, небольшой жанровой картины, изображающей фигурки за стиркой белья, я не совсем уверенно предположил, что это работа Сергея Колесникова. Действительно, ^это оказалось полотно С. Ф. Колесникова "Стирка белья" (1915).