Художник Евгений Кацман
Мы уже говорили, что для Иркутского художественного му-вея в 1948 году была наиболее удачная пора - впервые мы получили самое цепное и крупное пополнение новых экспонатов. На основе этого материала был открыт отдел советекго искусства.
Среди множества работ художников разных поколений находилось произведение "Девочка. Млада", обратившее на себя внимание тонкостью исполнения, нежностью и свежестью краток. Портрет этот был выполнен пастелью (цветными мелками). Справа внизу стояла авторская подпись: "Евг. Кацман, Абрамцево 1947 г.
На приставной лестнице изображена сидящая девочка-подросток. Непринужденна п естественна ее поза. Она придерживает руками на коленях ярко раскрашенный мяч. Милое и нежное личико, окаймленное русыми волосиками, вызывало нежные и добрые чувства к ребенку.
Вскоре после появления произведения в фондах музея, мы в письмах попросили Евгения Александровича Кацмана рассказать о нем. Вот что сообщил нам автор: "На ваше письмо отвечаю с удовольствием, так как не знал, где находится моя "Млада". Работал я около тридцати сеансов, в Абрамцеве под Москвой. Млада - ее настоящее имя, дочь художника Фнно-геиова К. И. и художницы Орловой В. А. Сидела она очень хорошо. Работа экспонировалась па выставке комитета по делам искусств в 1947 году и с выставки была у меня приобретена за 15 ООО рублей. Напечатана в открытке н в только что вышедшей моей монографии, которую я вам посылаю. Меня поразила и всегда поражает необыкновенная красота лица Млады (мои соседи по Абрамцеву). Как я оцениваю эту работу? Кажется, лицо мне удалось, но я помню большие трудности пришлось преодолевать. Но меня хвалили за Младу. Мне хотелось бы большего богатства в фоне, но в лице кое-что из того, о чем мечталось, кажется, есть. В эвакуации я был в Сибири в Томске и очень рад, что моя работа в Сибири, которой я любовался и восхищался".
С тех пор у пас установилась с Кацманом систематическая переписка. А осенью 1953 года на конференции художников в Новосибирске мне довелось с ним познакомиться. Художник выступал тогда перед сибиряками со страстными речами в защиту реалистического искусства, делился воспоминаниями о посещении в 1926 году выдающегося русского живописца И. Е. Репина, проживавшего в то время в Финляндии (Кацмаи находился там в составе делегации советских художников).
После личного знакомства переписка паша стала доверительнее. Кацман делился впечатлениями о московских выставках, о новом направлении послевоенного советского искусства, высказывал мысли об отношении некоторых руководителей к художникам. Он писал: "Художники - цветы. Поливают нх - они растут, не поливают - они сохнут и погибают". "Только реализм может показать красоту коммунизма. Я пятьдесят лет борюсь за реализм. Сейчас мы снова поворачиваем к реализму - хорошо".