Художник Михаил Васильев. Часть третья

Михаил Васильев считался не только хорошим портретистом, но кроме того принимал участие в архитектурном проектировании фасада здания губернской гимназии, занимался оформлением интерьеров учебного заведения, а также делал зарисовки городских архитектурных ансамблей. В фондах. Иркутского художественного музея хранится литография И. В. Чесского «Вид Иркутского Вознесенского монастыря». Как явствует выгравированная надпись под изображением, литография выполнепа с рисунка М. Васильева.
В начале этой статьи мы уже говорили, что в 1948 году московские реставраторы установили принадлежность М. Васильеву «Портрета неизвестпого с книгой» (1823). В 1975 году он экспонировался в Москве в залах Государственной Третьяковской галереи на выставке «Неизвестные и забытые портретисты XVIII-первой половины XIX веков».

В залах Государственного исторического музея в Москве в начале 1984 года была показана выставка купеческого портрета XIX века, где также демонстрировались работы иркутянина М. Васильева. Таким образом, произведения этого художника обнародованы на столичных выставках.

«Портрет неизвестного с красной лентой» (1820) вызвал противоречивые мнения но поводу изображенной на нем личности. Сперва мы сочли его за портрет П. А. Словцова - директора Иркутской губернской гимназии. За усердную работу в 1819 году он был награжден орденом Владимира 4-й степени - это почти соответствовало и ордену, и времени награждения.

Но версия продержалась недолго, явилось мнение, что на нашем портрете не Словцов, а М. М. Сперанский, который в это время жил в Иркутске и был губернатором Сибири. Облик Сперанского было с чем сравнивать - его писали английский портретист Г. Доу, русский живописец В. А. Тропинин и др. И вновь поиски, сомнения и сравнения. Да, действительно, «Портрет неизвестного с красной лентой» (1820) М. Васильева похож па М. М. Сперанского. И орден Владимира Сперанский, как и Словцов, имел.

Но окончательное веское заключение дал уже упоминаемый нами москвич Александр Михайлович Горшман. Работая инженером-строителем, он посвятил себя изучению военных, гражданских орденов, форменной одежды и регалиям военных и гражданских лиц дореволюционной России. Учитывая огромную эрудицию, Горшмана избрали заместителем руководителя военно-исторической секции комиссии Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

По нашей фотографии с портрета Александр Михайлович установил, что здесь изображен крупнейший российский государственный деятель генерал-губернатор Сибири Михаил Михайлович Сперанский: «На портрете работы Васильева вполне может быть написан Сперанский, ибо сходство есть иконографическое и ордена те самые, лента и звезда Св. Александра Невского и звезда Св. Владимира 2-й степени».

В запасниках областного художественного   музея имеется много портретов безымянных иркутских авторов начала XIX века, представляющих местных купцов, золотопромышленников, губернаторов, градоначальников, епископов и прочих лиц. Можно предположить, что некоторые из них выполнены Михаилом Васильевым.

В целом им, видимо, создано значительное число произведений. Это те, которые имеются в Иркутском музее и в Государственном историческом музее в Москве, а также упоминаемые в книге Корейши картина, изображающая одного из древних философов5, портреты Александра I и II, П. Словцова" и портрет "Епископа Михаилла II", хранившийся в музее Восчочно-Сибирского отдела Русского географического общества.

Прошли те дни, когда считалось, что в провинциях нет хороших художников. В последние годы советское искусствознание обогатилось новыми именами художников, живших и работавших в глубоких отдаленных провинциях России. Так, в Солигаличе найдены портреты кисти Григория Островского, художника XVIII века; в Ярославле обнаружены живописцы конца XVIII-начала XIX века - Дмитрий Корнеев, Николай Мартынов и Петр Дрождин; в Угличе - Федоров; в Ярославле и Рыбинске - Иван Тарханов; Переславле-Залесском - Павел Календас; Рыбинске - Иван Вишняков, Ермолай Комеженков, Иван Шахтенков; а у нас в Иркутске - Михаил Васильев.

Опровергнуто мнение, что до появления в сибирской ссылке Николая Бестужева - художника-декабриста, в Иркутске не было портретистов. Сейчас мы уже кое-что знаем о жизни Михаила Васильева. Правда, нам еще неясно, где и когда он получил художественное образование, подробности биографии и дата смерти. Но мы не оставляем своих поисков. Но даже из того, что удалось выяснить, видно, что Михаил Васильев был незаурядным художником, донесшим до нас целую галерею образов сибиряков.